Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

Теперь я здесь

В Никитском монастыре живу с сентября, невероятно счастлив возможности каждый день участвовать в церковных службах, часто исповедоваться, причащаться... Пользульзуюсь редкой возможностью поставить в ЖЖ свой короткий пока фоторепортаж.
Находится монастырь в Переславле-Залесском, в Ярославской области.

Это один из древнейших монастырей России. 28 сентября 2011 года праздновалось его тысячелетие.
Collapse )

Простите за краткость моего фоторепортажа, в монастыре пока нет интернета, а монастырское послушание не даёт возможности часто ездить в Москву.
Более подробно о монастыре, в котором я живу, можно прочитать здесь:

Костромская область. Зона отчуждения

Совершил небольшое путешествие в Костромскую область, и вот на подходе у меня, возможно, ещё один путевой дневник с фотографиями. Путешествие, прямо скажу, неприятное...
Но началось всё с интересной прогулки в двадцать километров. Провожатым был местный "дерсу узала", из бывших заключённых, после отбывания срока осевший в церковной сторожке у местного батюшки. Идём мы с ним куда-то, где мне предстоит пожить и прийти в ужас от увиденного, где мне вскоре укажут на дверь и откуда проводят с неподобающими ни для кого почестями.
А пока идём быстрым шагом "туда", мимо заброшенных и полузаброшенных деревень. В заброшенных - никого. В полузаброшенных - два-три человека, вот как в этой, где сохранилась линия электропередач. А вот то, что осталось от главной деревенской дороги:

Запустение... А вокруг такая красота...

Когда в 2008 году шёл через разбомленные Команы в Абхазии, было печально, но такой глубокой тоски, какую испытал в этой русской глубинке, там не было. Там была война, а здесь что?
В июне 2011 года по Костромской земле я исходил пешком более сотни километров, на протяжении которых не было ни одного человека... А когда встречался на пути жилой пункт, то почти всегда одно и то же: пьянство, скандалы, люди почти сплошь с наколками на руках, чуть ли не каждый второй отмотавший срок заключения...
Безлюдный лес, переживший людей:

Продолжение следует...

Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

Питер Брейгель-старший. Архангел Михаил низвергает падших ангелов

Collapse )

Господи, Боже Великий, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь нам.

Защити, Архангел Михаил, нас от всех врагов видимых и невидимых.

Селигер. Нилова Пустынь. У входа в монастырь

Начало см. здесь: http://andrei-naliotov.livejournal.com/81064.html

У самого входа в монастырь Нилова Пустынь помещены две мемориальные доски, одна на русском, другая на польском языках, в память о содержащихся здесь в советское время и расстрелянных коммунистами поляках. Два тирана разделили Польшу, для них люди были только дровами в топке тоталитарного паровоза. Бога не существовало ни для одного, ни для другого, поскольку богами стали они сами. Поэтому монастыри, превращённые Сталиным в тюрьмы, стали капищами новой веры - в него, в единственного бога. Скорее всего, в этом монастыре тогда висели огромные плакаты-иконы вождя-параноика, убившего миллионы невинных людей.
Текст на мемориальной доске у входа в Нилову Пустынь гласит:
"В этом монастыре с сентября 1939 г. по май 1940 г. содержались в заключении сотрудники государственной полиции и полиции Силезского Воеводства, пограничной тюремной охраны, а также солдаты жандармерии и корпуса пограничной охраны и других формирований Войска Польского. 6311 человек из них были приговорены к смертной казни, местом убийства был г. Калинин /Тверь/. Затем летом 1940 г. в Осташков привезли солдат Войска Польского из Литвы и Латвии, а в 1944-1945 - солдат Армии Крайовой. Почтим память всех казнённых и замученных поляков, содержащихся здесь в заключении. Соотечественники".
Несколько дней я жил в этом практически восстановленном и омывшемся от скверны монастыре. В одну из ночей, в монастырской келье, возможно, служившей при коммунистах тюрьмой, мне приснился такой сон: в келью заходит некая следственная группа, старший объясняет, что в монастыре совершено массовое убийство и просит опознать по фотографиям убитых, спросив паломников, не видели ли они кого-либо из них раньше. Он достаёт пачку чёрно-белых фотографий польских солдат и офицеров 30-х и 40-х годов; меня до сих пор, с самого пробуждения, удивляет, насколько точно, во всех документальных подробностях, привиделись мне в том сне фотографии убитых поляков.
Вечная память жертвам тоталитарного террора. Царствие Небесное+

Селигер. Нилова Пустынь, вид с монастырской колокольни

Летом этого года мне удалось побывать только в соседних с Московской областях. Больше всего времени провёл в Тверской области, на Селигере. Жил в Ниловой Пустыни, в монастыре и немножко в палатке на острове рядом. Почти всё время лили дожди, небо было затянуто сплошной облачной пеленой. Тёпло шло только от озера, которое считается святым - освящён Селигер св. преподобным Нилом Столбенским, монахом, жившим в XVI веке на Столбенском острове, где и стоит сейчас этот чудесный монастырь.
В советское время монастырь был осквернён - он был превращён в тюрьму, и с 1939 по 1940 годы здесь содержались тысячи пленённых польских офицеров, и здесь же, а также в Калинине (Тверь) они были преданы насильственной смерти. В память о поляках, убитых коммунистами, у входа в монастырь установлены две мемориальные доски - одна на польском, другая на русском языках. Восстановление монастыря началось совсем недавно...
Солнце засияло в воскресенье. И во время воскресной службы как будто кто-то невидимый толкнул меня в бок: "Поднимись на колокольню сейчас!" Я подчинился и до евхаристического канона успел сделать фотографии с колокольни монастыря. А когда после причастия вышел из храма, увидел привычную картину - небо затянуто пеленой туч, пасмурно и накрапывает дождь...
А солнечная панорама Селигера осталась на моих фотографиях.

Абхазия, август 2008. Подъём на Иверскую гору

Предыдущая запись, этот же день, 24 августа:  http://andrei-naliotov.livejournal.com/64450.html
Предыдущие записи обо всём путешествии по Абхазии можно найти по тегу: Абхазия

Из Каман возвращались вечером. Поскольку из монастыря св. Иоанна Златоуста шли пешком, да ещё и сделали большой крюк с подъёмом к месту обретения главы Иоанна Крестителя, то не хотелось даже и думать о том, чтобы ещё куда-нибудь идти, а тем более подниматься в гору. Из Верней Эшеры транспорт уже не ходил, но нам всё время везло; молодой парень-водовоз, возвращавшийся на грузовике с порожней цистерной, подбросил нас в тесной кабине ЗИЛа до ближайшей остановки автобуса.
И единственный в этот час автобус ехал до Нового Афона. Море восстановило силы, но совсем немного. Иверская гора - душа хотела к вершине, а тело не повиновалось...
И мы пошли к вершине Иверской горы.

Абхазия, август 2008. Каманы. Монастырь св. Иоанна Златоуста

Каманы, предыдущее: http://andrei-naliotov.livejournal.com/63518.html
Предыдущие записи обо всём путешествии по Абхазии можно найти по тегу: Абхазия

Вокруг монастыря – пустырь и современные развалины, все монастырские корпуса разбомблены в 1992-93 годах. То, что осталось от достаточно большого Иоанно-Златоустинского монастыря сегодня – это чудом сохранившийся храм и два дома – трапезная и кельи.

Прощальный снимок монастыря.

И мы пошли в горы, к месту обретения главы св. Иоанна Предтечи.

</div>

Абхазия, август 2008. Каманы

Предыдущие записи об этом путешествии можно найти по тегу: Абхазия

Каманы, дорога туда

В Каманах находятся христианские святыни мирового уровня – каменный саркофаг, в котором был погребён святой Иоанн Златоуст, в последние годы своей жизни служивший именно  в Каманах; здесь он и умер, произнеся: «Слава Богу за всё». И место обретения главы св. Иоанна Крестителя. И погребение святого мученика Василиска, христианского проповедника, который в IV веке был казнён римлянами.

В Каманы мы попасть и не пытались, но очень хотели. Водители, услышав о Каманах, отвечали категорическим отказом туда ехать, а если и соглашались, то заламывали немыслимую цену, при этом прибавляли загадочное: «Только до спуска, дальше пойдёте сами». Смирившись с тем, что поездка в Каманы сейчас невозможна, мы утешали себя фразой: «В следующий раз…».

В один из последних дней путешествия по Абхазии решаем ехать в Новый Афон, чтобы взобраться, наконец, на Иверскую гору. Выходим к автобусной остановке, и сразу же подъезжает автобус с табличкой «Сухум». Пока едем, меняем планы – всё-таки в Каманы! Спрашиваем у водителя, как лучше всего туда добраться. «Приедем в Сухум,- говорит водитель с подчёркнутым уважением в интонациях,- и я вас довезу до маршрутки, которая едет в сторону Каман». Маршрутка, к которой подвёз водитель автобуса, ехала до Верхней Эшеры, и, как оказалось, оттуда нам предстояло идти до Иоанно-Златоустовского монастыря пешком. Семнадцать километров, как с сочувствием сообщили местные жители.

Село Верхняя Эшера – последняя остановка маршрутки:

Дальше – пешком. Мы прошли километра три и, похоже, заблудились – вокруг прекрасные сады, и ветки ломятся от яблок, груш, хурмы… Разбомбленные дома, и – ни души. То, что на карте обозначено как жилое село, в реальности оказалось мёртвым и пустым.

Абхазия, август 2008. Озеро Рица

Предыдущие записи об этом путешествии можно найти по тегу: Абхазия

К Рице – на медленном автомобиле

Поездка на озеро Рица была нам не по карману. И вдруг словоохотливый таксист, подвозивший от Гагры к Бзыби, услышав о нашем желании побывать на Рице, воскликнул: "Довезу за бензин! Сам хочу туда съездить, но одному ехать не хочется." Так и договорились - поездка на Рицу по цене за бензин туда и обратно.

Таксист Володя (имя изменено) - мегрел, во время войны 1992-93 уехал в Красноярский край, а затем, когда всё улеглось, тихонько вернулся в Абхазию и подрабатывает сейчас частным извозом. Конечно, он не таксист, просто независимый человек. Володя рассказывал о том, что творилось в Гагре во время войны, я рассказывал о том, что творится с заключёнными в современной России, и по его интересу к теме заключённых, я понял, что он и сам не избежал этой участи...

Автомобиль медленно плыл по горной дороге, Володя по нашему желанию с удовольствием останавливался через каждые три минуты. Путь к озеру сам по себе ценен, в нём - вся красота Кавказа.